Немногие знают, что 18 ноября 2010 года государственная почта Украины, «Укрпошта», выпустила специальную серию почтовых марок, которыми пользоваться можно было только в этот день. Поводом стал юбилей - пятидесятилетие одного из самых известных автомобилей Советского Союза.
Конечно, речь идет о «Запорожце» 965-й модели. Именно эта машина стала иконоподобной для всей Украины, как, например, Volkswagen Beetle или Porsche 911 в Германии. Об этой и других культовых моделях вы можете узнать на сайте Auto.ria.ua.
Что же сегодня
Интересно, что в те времена автомобиль оценивался в 18 тысяч рублей. Для справки: эта сумма была эквивалентна тысяче бутылок водки, купленной в магазине, или двадцати месячным окладам! Сегодня же стоимость некоторых экземпляров может достигать нескольких тысяч условных единиц. Все, конечно же, зависит от состояния. В конце концов, к услугам владельцев всегда авторазборка ЗАЗ, которая может предоставить все необходимые детали и части.
Кстати, наверное, ни об одном достоянии Советского Союза не было придумано столько анекдотов, как о «Запорожце». Хотя к машине и относились довольно иронично, она заслужила любовь и уважение большого количества водителей из стран нынешнего СНГ.
Большая популярность в прошлом и настоящем
Считается, что столь большую популярность эта модель ЗАЗ получила потому, что оказалась «в нужное время в нужном месте». Дело в том, что после того, как сняли с серийного производства «Москвич-401» (это было в 1956 году), ниша маленьких автомобилей с низкими ценниками оказалось пустой.
Именно поэтому руководство страны приняло решение о необходимости разработки модели, которая восполнила бы дефицит таких транспортных средств на советском пространстве. Задача перед конструкторами были поставлена довольно жесткая: необходимо было создать четырехместную машину массой не более шестисот килограмм и мощностью в 20-25 лошадиных сил. И с ней они, надо сказать, справились - разборка ZAZ и сегодня процветает, несмотря на длинную историю этого раритета.
Решение о заднемоторной компоновке было принято в связи с необходимостью отказа от кардана - для него попросту не было места в этой маленькой машинке. Интересной особенностью стало то, что двигатель являл собой одно целое с трансмиссией. Причем три крепления силовой установки были только у КПП, двигатель не крепился никак. Задний привод был выбран в связи с малым распространением переднего в те времена.
Ни для кого не станет открытием, что дизайн советские инженеры позаимствовали у «итальянца» Fiat 600. Впрочем, было внесено несколько усовершенствований. Что же касается начинки авто, то она была довольно передовой: вентилятор, петли дверей сзади, обогреватель салона.